В средние века основными поставщиками тканей для одежды на новгородской земле были мануфактуры Западной Европы.
Процветавщий в то время Ганзейский союз товаропроизводителей обеспечивал бесперебойные поставки тканей со всей Европы.
Месные мастера занимались исключительно декором готовых тканей. Доминирующие художественные приемы -вышивка и вышивка речным жемчугом занимали уйму времени. Практически каждая образцовая жена должна была быть искусной рукодельницей. Здесь стоит отметить что речной жемчуг был местного происхождения и недостатка в нем не было. Источник жемчуга - озеро Ильмень. Сейчас озеро утратило свои былые способности.
Тексты берестяных грамот доказывают, что уже в X -ХII веках существовали мастерские, производившие готовую одежду.
Элитная одежда, конечно, производилась только на заказ.
Наиболее важные заказы доставались обитателям окрестных монастырей. При монастырях создавались целые мастерские с достаточно обширным штатом сотрудников. Вполне естественно, что одежда священнослужителей требовала особого мастерства и ответственности.
Наиболее прославившаяся мастерская находилась в Хутынском монастыре. Она была основана архиепископом Евфимием Вяжищским. Слава о выдающихся достижениях этой мастерской гремела по всей Европе.
Ниже представлены фотографии одеяний архиепископа (XV-XVI века).
Французская парча расшита витиеватым орнаментом.
Килограммы жемчуга, золота и серебра, головокружительная канитель, виртуозная техника владения приемами - вот результат работы целого коллектива.
Хроникальные записи того времени часто упоминают о важном значении портретного сходства при изображении святых. В случае изображения канонических святых, это было сложно проверить. Но во внешности канонизированных современников сходство просто должно было быть. Чесно-говоря, я не представляю, как в технике аппликативной и классической гладевой вышивки можно было этого добиться.
Вместе с производством одежды на плечи мастеров выпадали и настоящие испытания. Такие, как представленная ниже плащаница "Положение во гроб"(середина XVвека). В этом произведении ученые нашли следы работы около пятидесяти мастеров. А весь процесс создания плащаницы занял около трех лет.
Здесь я бы особенно подчеркнул, что Хутынский монастырь существует и сегодня. Как и в те далекие времена, сегодня на умения вышивальщиц их Хутыни большой спрос.
Если говорить о стиле древних новгородцев, то здесь можно внимательно изучить работы местных иконописцев.
Художники немного идеализировали героев своих трудов, но предметный мир икон, скорее всего, брался из жизни. То, чего художник никогда не видел, сразу бросается в глаза своей далекостью от оригинала. По этому изображению "Святого Даниила во рву львином" можно сделать вывод, что художник никогда не видел львов вживую. Но одежда и головной убор, вероятно, были вполне привычными для той эпохи.
Сочетание глубокой малахитовой зелени с алым - это не только классика иконописи. Это проверенное классическое контрастное сочетание.
Оно и сегодня меня приводит в восторг.
-------
No comments:
Post a Comment